
производство № 5-1-98/2023
УИД № 66RS0035-01-2023-000524-81
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Красноуфимск 18 апреля 2023 года
Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области Четина Евгения Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Чарова Э. А., родившегося <дата> в <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, <****>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, <****>, по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
согласно постановлению заместителя Красноуфимского межрайонного прокурора от 6 апреля 2023 года сотрудником Отделения в г. Красноуфимске УФСБ России по Свердловской области в ходе проведения в период с 13:28 по 14:15 13 марта 2023 года оперативно-розыскного мероприятия выявлен факт публичного размещения пользователем социальной сети <****> под именем «Э. Чаров» на персональной странице <****>, ведение которой осуществляется Чаровым Э. А., публикаций, высказываний, приписывающих целенаправленно враждебные, насильственные дискриминационные действия Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении мирных жителей или социально значимых объектов, приписывающих совершение российскими военнослужащими на территории Украины военных преступлений, что публично демонстрируется с 15 мая 2022 года по настоящее время и содержит негативную оценку действий Вооруженных Сил Российской Федерации, направлено на дискредитацию, то есть очернение, умышленный подрыв авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации, искажение поставленных перед ними целей и задач.
В судебном заседании Чаров Э.А. вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что, действительно, разместил на своей странице в социальной сети <****> публикации, но они никоим образом не дискредитируют действия Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время все публикации с его страницы удалены.
Защитник Качанов Р.Е. просил производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Чарова Э.А. состава административного правонарушения и истечением сроков давности привлечения к ответственности, указывает, что действия Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине получили оценку Генеральной Ассамблеи ООН, ее Верховного Комиссара, считает, что Чаровым Э.А. в своих публикациях реализовано право на свободу мысли и слова, Чаров Э.А. выразил свое мнение и убеждения относительно действий Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Чарова Э.А., его защитника Качанова Р.Е., заключение прокурора Литвинцевой Ф.С., полагавшей, что в действиях Чарова Э.А. имеется состав вменяемого правонарушения, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Под дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации следует понимать умышленные действия, направленные на формирование негативного отношения окружающих к их использованию в вышеуказанных целях.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов.
На основании статьи 79.1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Согласно подпунктов 2, 3 пункта 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Статьей 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего, целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 года), Российская Федерация и Донецкая Народная Республика (далее - ДНР), Российская Федерация и Луганская Народная Республика (далее - ЛНР) 21 февраля 2022 года заключили договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, по условиям которых стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
В связи с просьбами о военной помощи глав ДНР и ЛНР, в соответствии с частью 7 статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций, во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, 24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории независимых ДНР и ЛНР в целях защиты граждан названных Республик, подвергающихся актам агрессии со стороны Республики Украина на протяжении восьми лет; демилитаризации и денацификации Республики Украина; защиты интересов Российской Федерации и ее граждан; поддержания международного мира и безопасности.
Как усматривается из материалов дела, 13 марта 2023 года в период времени с 13:28 по 14:15 в кабинете № 10 отделения в г. Красноуфимске Управления ФСБ России по Свердловской области по адресу: <адрес>, сотрудником отделения в г. Красноуфимске Управления ФСБ России по Свердловской области в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «исследование предметов и документов» в отношении материалов в сети «Интернет» выявлен факт размещения в социальной сети <****> на странице пользователя под именем «Чаров Э.» <****>, принадлежащей Чарову Э.А. и доступной для публичного обозрения, публикаций, высказываний, дискредитирующих использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем Красноуфимского межрайонного прокурора в отношении Чарова Э.А. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечающего требованиям статей 28.2, 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Чаровым Э.А. административного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью доказательств, в том числе письменными объяснениями Чарова Э.А., который пояснил, что зарегистрирован в социальной сети <****> «Э. Чаров», учетная запись <****>, только он пользуется страницей, около года назад он разместил на своей странице в социальной сети <****> публикации, высказывания, содержащие и приписывающие враждебные, насильственные дискриминационные действия Вооруженных Сил Российской Федерации в отношении мирных жителей или социально значимых объектов, приписывающих совершение российскими военнослужащими на территории Украины военных преступлений (л.д. 11-12); заключением специалиста от 9 марта 2023 года № 154, согласно которому в записях, опубликованных пользователем под ником «Э. Чаров» <****>, а также в записях, комментариях к фото- и видеоматериалам, размещенным в разделе <****> на этой же странице, содержатся информация, направленная на отрицание факта использования Вооруженных Сил Российской Федерации, проводящих специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины, именно в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, утверждения о фактах использования Вооруженных Сил Российской Федерации, проводящих специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины, именно в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, признаки заведомо ложной информации, публично распространяемой под видом достоверных сообщений по политическим и идеологическим мотивам ненависти и вражды, содержащие недостоверные данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а также в целях поддержания международного мира и безопасности, высказывания, направленные на дискредитацию деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, проводящих специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации на территории Украины, выраженные в приписывании им целенаправленно враждебных, насильственных и дискриминационных действий в отношении населения Украины, содержатся негативные установки и отрицательные эмоциональные оценки в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации, чеченских бойцов, участвующих в проведении специальной военной операции на территории Украины, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, а также в целях поддержания международного мира и безопасности (л.д. 17-53); ответом руководителя службы безопасности ООО <****> о том, что страница <****> (Э. Чаров) зарегистрирована 27 сентября 2012 года, при ее регистрации указан номер телефона №1-109/2014 (л.д. 73-80); заключением специалиста от 18 ноября 2022 года № 563, согласно которому на изображениях, размещенных в социальной сети <****> на странице <****>, и изображении, являющемся фотопортретом к заявлению по выдаче (замене) общегражданского паспорта Чарова Э.А., изображено одно лицо (л.д. 93-99); ответом директора по обслуживанию ООО «Екатеринбург-2000» от 11 ноября 2022 года № 02.01-08/6378 о том, что абонентский номер №1-109/2014 зарегистрирован за абонентом Чаровым Э. А., родившемся <дата>, с 15 мая 2009 года по настоящее время (л.д. 101); письменными объяснениями И. и К., согласно которым они также являются пользователями социальной сети «ВКонтакте», имеют в друзьях пользователя «Э. Чаров», с которым они общались в данной сети, И. также пояснила, что знакома с Чаровым Э.А. лично, помимо общения в социальной сети (л.д. 102-103, 104-105); протоколом оперативно-розыскного мероприятия «исследование предметов и документов» от 13 марта 2023 года (л.д. 106-126).
Вопреки доводам защитника Качанова Р.Е. имеющиеся в материалах дела заключения специалиста от 9 марта 2023 года № 154 и заключение специалиста от 18 ноября 2022 года № 563 являются относимыми и допустимыми доказательствами, поскольку получены до возбуждения дела об административном правонарушении в ходе проведения проверочных мероприятий по факту выявления на персональной странице Чарова Э.А. в социальной сети «ВКонтакте» информации экстремистского характера, в связи с чем до возбуждения дела об административном правонарушении специалисты, проводившие исследования, не могли быть предупреждены об ответственности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сведения, отражены в надлежащих документах, соответствующих требованиям статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не доверять доказательствам, представленным должностными лицами, находящимся при исполнении своих служебных обязанностей, не имеется, поскольку какой-либо личной заинтересованности должностных лиц в исходе дела не установлено, а выполнение ими своих должностных обязанностей само по себе к такому выводу не приводит.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о виновности Чарова Э.А. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания Чарову Э.А. учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, признается состояние здоровья Чарова Э.А.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, личности Чарова Э.А., прихожу к выводу о необходимости назначения Чарову Э.А. наказания в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Именно данный вид наказания является необходимым для оказания исправительного воздействия на виновного, воспитания добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению установленного общественного порядка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья
постановил:
Чарова Э. А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (ГУФССП России по Свердловской области л/с 05621785600) Налоговый орган: ИНН 6670073012 КПП 667001001, Номер счета получателя платежа: 03100643000000016200. Наименование банка: УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург, КБК: 32211601201019000140 БИК: 016577551, ОКТМО: 65000000 УИН: 32266000230000155114. Наименование платежа: штраф.
Разъяснить Чарову Э.А., что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, а копия документа, свидетельствующая об уплате, направлена в Красноуфимский районный суд.
Уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей на срок до трех месяцев при наличии заявления лица, в отношении которого вынесено постановление.
Лицо, не уплатившее административный штраф, привлекается к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья (подпись) Четина Е.А.